Корр Чему, на Ваш взгляд, не учат в школе?
Валерий Ломакин. Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Во-первых, я не стал бы говорить об учебных дисциплинах, которые не изучаются в школе, например, латыни, логике, психологии и т. д. Не стал бы я говорить и об учебных предметах, преподаваемых в школе, и тем более о качестве их преподавания. Это совершенно другая тема. Во-вторых, школа – это такое широкое понятие, включающее в себя не только учеников и учителей, но и традиции, инновации, амбиции, общественные ожидания, государственные требования и многое, многое другое. И если государственные требования отражены в нормативной базе, то вот общественные ожидания документом не оформишь, поэтому школы либо сами тем или иным способом формулируют так называемый общественный заказ, либо просто дрейфуют в вековых льдах педагогики. Поэтому общий ответ на поставленный вопрос невозможен.
Корр Значит, государственные требования к школе и общественный заказ не одно и то же? Разве государство не ставит перед школой задачи, исходя из общественных ожиданий?
В.Л. Только отчасти. И здесь разница пропорциональна разнице между обществом и государством. Общество неоднородно, оно состоит из разных групп, слоев, если хотите, классов. Государство же всегда однородно и однозначно, и, в лучшем случае, оно отражает чаяния только определенного слоя общества. Вот пример. Государство ввело ЕГЭ, и одним из мотивов его введения были антикоррупционные меры. Казалось бы, это во благо всему обществу, уставшему от коррупции. Но нет, в обществе не наблюдается той однозначности, которую демонстрирует власть. Тысячи публикаций, выступлений на радио и телевидении, интервью и дискуссии только подчеркивают пестроту общественного мнения. Обратный пример. РПЦ, выражая мнение определенной части общества, инициирует введение в учебный план средней школы курса «Основы православной культуры». Мотив: необходимо дать подрастающему поколению нравственные ориентиры, основанные на тысячелетнем церковном опыте. Государство, видимо, готово к введению такого курса, но пока только компромиссно-факультативно, потому что учитывает многоконфессиональность народа, а значит, неоднородность общественного мнения в этом вопросе.
Корр А как лично Вы относитесь к введению ЕГЭ и невведению курса ОПК?
В.Л. Я поддерживаю концепцию ЕГЭ, делая акцент на первом слове этой аббревиатуры. Это ЕДИНЫЙ экзамен – и это самое важное. Он гораздо более объективен, нежели традиционная форма итоговой аттестации, а это значит, что определяющим в рейтинге и по-настоящему ценным становится учебный труд конкретного ребенка. Есть немало вопросов по поводу взятого школами курса на «натаскивание» выпускников на экзаменационные тесты, есть вопросы по поводу качества КИМов (контрольно-измерительных материалов), но это вопросы скорее процедурные, нежели концептуальные, поэтому, надеюсь, со временем они разумно разрешатся.
По поводу курса «Основы православной культуры». Я разделяю мнение власти, не торопящейся ввести этот предмет в базовый учебный план общеобразовательной школы. Будучи верующим человеком, я все же за светский характер школы, а курс ОПК, хотя и под прикрытием культуры, преследует все же религиозные цели. Монополия атеизма сменится монополией церковного учения, это уже было в истории России.
Некой альтернативой звучит предложение ввести курс «История религий», через который познакомить детей со всеми основными религиями мира. На мой взгляд, это культурологический курс, не отвечающий цели поднять общественную нравственность.
Корр А что же может поднять общественную нравственность и должна ли школа этому способствовать?
В.Л. Вы хотите, чтобы я в коротком интервью раскрыл эту тему?
Корр Ну хотя бы попробуйте.
В.Л. Нравственность общества может замеряться не только тем, что не должны делать члены этого общества, но и тем, что они должны делать. А об этом уже все сказано, и сказано давно.
Корр Где и кем?
В.Л. В Библии. Богом, сотворившим нас. «Плохо человеку без Слова Божьего»,- сказал русский классик. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих»,- сказал Христос.