О бедном учителе замолвите слово.

Если бы я был богатым человеком или хотя бы чиновником Министерства образования, я обязательно стал бы продюсером или заказчиком хорошего сериала про современную школу. Героями моего фильма были бы дети, их родители, а самое главное – учителя. А главным героем обязательно был бы хороший учитель. Не в смысле Хороший Учитель, а просто — хороший учитель, с маленькой буквы.

Мой герой не был бы педофилом, не подрабатывал бы по ночам стриптизером в ночном клубе, не страдал бы комплексом неполноценности, не мстил бы ученикам за свою судьбу неудачника. Нет, это был бы нормальный человек. Он честно выполнял бы свой профессиональный долг, очень хорошо знал бы преподаваемый предмет, будь то математика или география, не важно, имел бы твердые нравственные принципы, был бы хорошим педагогом и психологом, умеющим находить общий язык с учениками. Он с удовольствием ходил бы на работу, считая ее нужной, что, впрочем, не мешало бы ему радоваться каникулам и строить планы на отпуск. У него была бы семья, хорошая жена и нормальные дети, которые доставляли бы ему маленькие радости и мелкие огорчения, как это бывает в обычных семьях. Я обязательно добился бы, чтобы мой фильм шел на центральных каналах телевидения в самое лучшее время. Почему-то я уверен, что этот сериал пользовался бы успехом у зрителей. На чем строится моя уверенность? Во-первых, на том, что школьников по стране десятки миллионов человек, а если к ним добавить студентов, вчерашних школьников, и детсадовцев, школьников заврашних, да присовокупить всех заинтересованных родителей с дедушками и бабушками, тоже когда-то учившихся в школе, то получится, что зрительской аудиторией станет все население страны, исключая разве что маргинальную его часть.

Во-вторых, свою лепту внесло бы кураторство Министерства образования. Я не утверждаю, но лишь предполагаю, что в создании сериала «Солдаты» каким-то образом принимает участие Министерство обороны. Оно напрямую заинтересовано в том, чтобы создать положительный образ армии в сознании призывников и их переживающих родителей. И зритель на экране видит чистые казармы, добрых прапорщиков-хозяйственников, достойных офицеров, строго, но справедливо относящихся к подчиненным, командира части и его заместителей, по-отечески заботящихся о солдатах. А самое главное — зритель видит совсем не страшную дедовщину. И уж если ее по определению нельзя изжить, то можно успешно контролировать, чтобы отдача долга Родине не казалась таким уж адом, а порядки, вводимые «дедами», воспринимались средствами укрепления дисциплины и сплочения воинского коллектива.

Сделаю еще более дерзкое предположение: бесконечный сериал «Улицы разбитых фонарей» и его производные находится под опекой Министерства внутренних дел. Цель та же: поправить имидж милиции, сильно подорванный беззаконными действиями ее сотрудников, например, крышеванием криминального бизнеса. Ларин, Дукалис и их соратники – образец мужества и честности. Не стоит удивляться, когда в прокат поступят сериалы о неподкупном судье, о враче-бессребренике, о принципиальном налоговом инспекторе… Минюст, Минздрав, МНС, наверное, стоят в очереди к сценаристам и режиссерам. И только одно Министерство образования дремлет. Не хочет заказать фильм о хорошем учителе.

Ау, Министерство! Всех креативных деятелей цветного телеэкрана разберут другие! Нет, не слышит, спит и видит в черно-белом сне Илью Семеновича Мельникова, учителя истории из «Доживем до понедельника», и причмокивает от удовольствия: вот, дескать, какие у нас учителя. Наконец, поводом для уверенности в успехе предполагаемого фильма является почти ощутимая общественная тоска по образу хорошего учителя. Да, конечно, несовершенную природу человека легко увлечь образом воспитателя, развращающего своих воспитанников. Или образом учителя, доведшего своего ученика до самоубийства из-за неоплаченных бабушкой денег на охрану школы. Или образом пожилого физика, во время урока бьющего хамоватого восьмиклассника. Таких сюжетов хоть пруд пруди. Что-то так измельчал отечественный светоч знаний. Или его измельчили? Так или иначе, у Министерства образования и у педагогической общественности (не знаю, существует ли она) есть серьезный повод серьезно заняться корректировкой имиджа учителя. Это не разовая акция, но длительный процесс, и вестись он должен в масштабе всероссийском. Руководить этим процессом должны не шоумены, не журналисты-сенсационщики, а профессиональные учителя, менеджеры образования, ученые. И фильм о хорошем учителе мог бы стать мощным импульсом для начала процесса по исправлению подорванной репутации.

Конечно, не все согласны с тем, что репутация подорвана и ее надо как-то править. В памяти людей старшего поколения еще живы киноперсонажи хороших учителей: воспитатель из «Пацанов», классный руководитель из «Розыгрыша», учитель-ветеран из фильма «Подранки», учительница литературы из «Ключ без права передачи», ее коллега из «Вам и не снилось», директор школы из «Завтра была война», поющий песню про красных кавалеристов. Можно вспомнить еще пять-шесть положительных героев-учителей из отечественных фильмов. Жаль только, что почти все они отсняты в советские времена. А что в новой России? Кроме весьма странного сериала о псевдоэлитарной московской школе с ее не менее странными обитателями ничего не приходит на ум. Образовавшуюся культурную пустоту усердно заполняют разве что короткометражки «Ералаша». Но, видимо, Б. Грачевский, его создатель, очень не любил учителей, поэтому его герои так похожи на недружеские шаржи или вовсе на злые карикатуры. Главное, чтобы было смешно.

И мы смеемся. Действительно, это очень прикольно, когда видишь кривляющихся артистов с мелом или указкой у школьной доски. Эти артисты, наверное, учились в свое время именно у таких учителей.Да, учителя бывают разные: хорошие и не очень, талантливые и посредственные. Но общество, не заботящееся о статусе учителя, не способствующее авторитету должности учителя (не личности, а именно должности), имеет грустную перспективу. Когда детей учат «биологички», а не биологи, «исторички», а не историки, национальная идея России обречена на нерождение.

В 60 – 80 годы статус учителя тоже был невысок, но было что-то, что не опускало ниже, не опошляло этот статус. И это «что-то» побуждало общество вести серьезный разговор о проблемах школы. Ведь именно тогда появились известные всей стране учителя, авторы новых методик, новых технологий в обучении и воспитании. Это «что-то» показывало заинтересованность сограждан в доброй репутации школы и ее работников. Ведь именно тогда были написаны сценарии и сняты фильмы о хороших учителях. Я не знаю, чем было это «что-то». Может быть, это был элементарный инстинкт самосохранения. Стремительно падал авторитет высшего руководства страны, партийных деятелей, военных, несвободных журналистов и писателей. И в атмосфере падения авторитетов общество интуитивно востребовало учителя, страшась девальвации этой профессии, ближе всего стоящей к детям, а значит, к будущему каждой семьи. Это всего лишь мое предположение.

Сейчас другое время и другая страна. Но учителя те же. Они по-прежнему верны своему долгу, хотя по-прежнему бедны, и они по-прежнему хотят уважения общества. Без уважения доживем ли до понедельника?

 

В.В.Ломакин,
директор НОУ СОШ «Русско-американская школа»