Газета «Волжская правда» 23.03.2017
Интервью с директором Русско-американской школы
Корр Валерий Васильевич, Русско-американской школе исполнилось 25 лет. Для частной школы это солидный срок. Как вы его ощущаете?
Л.В.В. Когда в 1991 году родилась Русско-американская школа (тогда Советско-американская), я был молод и родители всех наших учеников были старше меня. Сейчас же родители, желающие дать образование своим детям в нашей школе, гораздо младше меня. Это, пожалуй, первое мое ощущение. Второе – это то, что накоплен огромный опыт как в области поиска, выбора и реализации собственно образовательно-воспитательных траекторий, так и в области управления частным учреждением.
Корр Вы разделили накопленный опыт на две части. Почему?
Л.В.В. С точки зрения главного своего предназначения – дать качественное среднее образование и оказать помощь родителям в воспитании детей – школа добилась немалых успехов. На вооружение взяты прогрессивные программы и методики, серьёзнейшее внимание уделяется каждому учебному предмету, увеличено количество часов на математику (с 8 класса это 8 уроков в неделю ), на английский язык (преподается с 1 класса в объеме 7 уроков в неделю по учебникам Кембриджского издательства), с 9 класса включается индивидуальный учебный план, по которому каждый ученик может выбрать для себя от 3 до 6 предметов для углубленного изучения, что способствует успешной учебе без репетиторов. Действуют предметные кружки по биологии, математике, физике, литературе, истории, информатике и черчению. Уроки-консультации помогают ребятам наверстать упущенное, например, из-за болезни. Большую коррекционную работу проводит логопед. Кроме того, в школе успешно работает система дополнительного образования: ИЗО-студия, вокальное пение, оркестр народных инструментов, хореографическая студия, шахматная секция. Совместно с Центром по приему Кембриджских экзаменов в школе организованы специальные еженедельные занятия с ребятами 2 – 11 классов по подготовке к сдаче международных экзаменов по уровням Starters, Movers, Flyers, KET, PET, FCE. Результатом такого подхода к обучению является то, что школа входит в число лидеров образования как городского, так и областного масштаба. Даже наши четвероклассники на ВПР (Всероссийская проверочная работа) не получили ни одной «тройки», а 100% выпускников школы успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ, поступают в престижные российские и зарубежные вузы.
Управленческий опыт также очень ценен для меня. Это и кадровая политика: на работу в школу приглашены сильные, квалифицированные педагоги, среди которых есть доктор и кандидаты наук, заслуженные учителя, отличники просвещения. Это и финансовые вопросы: оплата обучения ребенка, и здесь важен взвешенный подход к ценообразованию (на сегодня это 15660 рублей в месяц), освоение бюджетных субсидий, привлечение спонсорских средств, льготы в оплате учебы второго и третьего ребенка, стипендии отличникам и т.п. Это и хозяйственные вопросы: у нас накоплен ценнейший опыт превращения брошенного аварийного детского сада в современную, хорошо оснащенную школу.
Корр И все-таки в чем секрет успешной работы вашей школы?
Л.В.В. Думаю, что весь секрет в сотрудничестве всех участников образовательного процесса: и педагогического сообщества, и ученического коллектива, и родителей, для которых образование детей и приоритет, и выгодная область инвестирования.
Корр Как работается учителям в частной школе?
Л.В.В. Попробую ответить вопросом. Что больше всего хочет хороший учитель, кроме достойной зарплаты, конечно? Чтобы его труд приносил добрые плоды, чтобы ученики были адекватными, чтобы не рвать нервы по поводу плохой дисциплины, чтобы получать удовольствие от своей работы. Хороший учитель нацелен на то, чтобы реализовать свой профессиональный потенциал. Убежден, что наши учителя имеют эти преимущества. Добавлю, что учителя в нашей школе не тратят время на изматывающее пополнение своих портфолио, на это, на мой взгляд, унизительное доказывание своей компетентности, чтобы получить стимулирующую доплату, но всегда имеют время на работу с детьми, на консультации, на кружки, на внеклассные мероприятия, которых, кстати, в школе множество.
Корр Бытует мнение, что школа должна заниматься только обучением, а воспитание – это дело родителей. Что вы скажете по этому поводу?
Л.В.В. По моему убеждению, разделение обучения и воспитания искусственно и глупо. Кто скажет, где начинается обучение и где начинается воспитание? Когда малыш осваивает алфавит, пишет, высунув язык, наклонные палочки, раскрашивает бабочку, он обучается, но одновременно тренируется его усидчивость, умение довести начатое до конца, сделать работу красивой – а это уже важнейшие элементы личностного роста, это воспитание характера. Все, что окружает ребенка, влияет на него, а значит, воспитывает: и природа, и сосед дядя Коля, и брошенный котенок, и понимающий взгляд, и посуда в школьной столовой… Конечно, родители по определению являются главными воспитателями своего дитя. И школа, в которую они привели своего ребенка и в которой он проживает 7-8 часов в день, не может, не имеет права устраняться от такой важной составляющей образования, как воспитание. Хороший урок у хорошего учителя всегда решает воспитательные задачки. Интонация, жест, слово – все несет воспитательный заряд.
Вот еще. Уже несколько лет в стране обсуждается вопрос о религиозном образовании в школе. Проблемы, связанные с бездуховностью и безнравственностью детей и молодежи, столь остры, что депутаты, министры и религиозные деятели пытаются эти проблемы решить. Поняли, что духовность и нравственность одним Достоевским и посещением театров не привить, что эти категории как-то коррелируют с религией. И вот с 2009 года в учебный план российских школ введен курс ОРКСЭ. Написаны и напечатаны учебники, потрачены огромные бюджетные деньги на переподготовку учителей, но проблем не стало меньше. Напротив, появились другие проблемы, например, неясно, как примирить декларируемый светский характер образовательных учреждений и явно религиозную начинку введенного курса. Как быть? Мы предложили познакомиться с Библией, с ее темами, героями, нравственными законами. Этот курс, светский по своему характеру, обеспечивает учащимся мировоззренческий выбор, а значит, участвует в воспитании свободной, мыслящей личности.
Корр А какие в частной школе ученики?
Л.В.В. Ученики в школе разные: есть и круглые отличники, есть и получающие «двойки». Частная школа не продает отметки, она создает оптимальные условия, при которых каждый ученик может удовлетворить свои образовательные амбиции. В школе царит добрая атмосфера: ученики видят, что взрослая часть школьного населения относится к ним уважительно, и отвечают взаимностью. В школе нет хулиганства, нет курящих и выпивающих подростков, нет школьной «дедовщины». Хорошо успевающие ученики здесь не «ботаны», а авторитетные одноклассники. Дети, и младшие, и старшие, идут в школу без страха, понимая, что никто их не унизит, напротив, поддержат и помогут. Трудно ли учиться? Да, трудно, но хорошее образование стоит того, чтобы попотеть за школьной партой, не так ли? Компенсацией учебных нагрузок служат и интересные уроки, и большое количество разнообразных школьных мероприятий, и небольшое количество детей в классе (в среднем – 16 человек), и психологический комфорт, и дисциплина, и медицинское обслуживание, и, конечно же, качественное трехразовое питание.
Корр Расскажите о своих планах.
Л.В.В. В ближайшей перспективе у меня два плана.
Первый – удержать Русско-американскую школу на достигнутом уровне качества образования, расширить дополнительное образование театральной студией и кружком робототехники, ввести в учебный план трехдневную полевую биолого-географическую экспедицию в живописнейшие места Волгоградской области.
Второй план – открыть еще одну частную школу. Она называется «Новая школа», располагается в 30 микрорайоне. Нам выделили весь второй этаж (более 1000 кв. м) пристройки школы № 34. Начнем с первоклассников, которых приглашаем в Новую школу на 2017-2018 учебный год. Я уверен, что опыт, накопленный за 25 лет работы Русско-американской школы, в значительной степени будет востребован и в Новой школе. Сейчас идет подготовка помещений к новому учебному году, закупается оборудование. Так что, уважаемые родители, если вы хотите, чтобы образование для вашего ребенка было не только качественным, но и счастливым, записывайтесь по телефонам: 8-905-339-25-00 или 52-22-51.